2019

Формирование графомоторных навыков

Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека.Их развитие основывается на формировании и совершенствовании тонкокоординированных движений руки,развития зрительно–пространственной ориентировки,зрительно-моторной координации

Работа включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап

Задачи:

- коррекция функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

- отработка силы пальцев и кистей рук;

- формирование ритмической организации во взаимосвязи с речью;

- коррекция зрительно-пространственной ориентировки;

- формирование умения ориентировки в окружающем пространстве;

- формирование умения ориентироваться на листе бумаги.

На первом уровне сложности у детей вырабатывается умение выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её - развитие кинестетическогопраксиса.Упражнения выполняютсяведущей рукой, потом дополнительная рука, если ребенок справляется, упражнение выполняется  двумя руками одновременно. Каждая заданная поза удерживалась под счет до 5 секунд. Упражнения вырабатываются до автоматизма.

Второй уровень сложности включает в себя упражнения на формирование  динамического праксиса.

Цель: формирование способности правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

Третий уровень сложности состоит из упражнений на регуляцию мышечного тонуса и упражнения на формирование координации движений.

Цель: формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук, отработка силы пальцев  кистей рук, формирование координации движений.

В этом направлении на всех трех уровнях сложности предлагаются упражнения на формирование ориентировки на листе бумаги.

Цель: Формировать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо), зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание, укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.

На первом уровне сложности предлагаются графические диктанты, с 2-3 ступенчатой инструкцией. Упражнения выполнялись на слух.

Второй уровень сложности состоит из более сложных графических диктантов. Соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно.

На третьем уровне сложности представлены самые сложные  графические диктанты. Ребенок выполняет работу по представленной последовательности действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз).

         Основной этап

Задачи:

- коррекция  зрительно-моторной координации на листе бумаги;

-формирование  умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии;

- формирование умения рисовать круги;

-формирование умения рисовать квадрат и треугольник.

Основной этап был направлен на формирование зрительно-моторной координации.

Первый уровень сложности направлен на развитие умения копировать предложенный образец, состоящий из вертикальных, горизонтальных и перекрестных линий.

Второй уровень сложности состоит из упражнений направленных на формирование умения воспроизводить на листе бумаги полукруга и круга. Дети обводят рисунок по точкам в заданном направлении. Данные упражнения помогают формировать умения копировать предложенный образец, состоящий из кругов.

Упражнения на формирование умения воспроизводить на листе бумаги квадрата и треугольника относятся к третьему уровню сложности.

         Заключительный этап

Задачи:

- коррекция зрительно-моторной координации на листе бумаги;

-формирование умения копировать предложенный образец;

-формирование умения воспроизводить графический образ по представлению.

На данном этапе продолжается работа по коррекции зрительно-моторной координации.

Цель: закрепить умения копировать предложенный образец, состоящий их всех видов фигур и линий (вертикальных, горизонтальных и перекрестных линий, круг, овал, квадрат, треугольник), а также формирование умения воспроизводить графический рисунок по образцу.

На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам.

На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состоит из разных видов фигур и линий.

Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению.

Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с авторским пособием, которое легко может использовать в своей работе не только специалист, воспитатель или учитель, но и родитель.